Что такое соучаствующее проектирование и зачем это нужно?
Соучаствующее проектирование — это метод создания пространств и объектов с вовлечением в процесс проектирования тех, кто будем ими пользоваться.

Общественным пространством может быть как городская набережная, так и детская площадка, двор многоэтажки или коридор школы. Пользуются всеми этими пространствами разные люди: дети и пожилые, жители всего города или отдельного дома, подростки, мамы с колясками, занятые взрослые и многие другие. Соучаствующее проектирование исходит из того, что люди эти разные, и потребности у них — разные. Одним нужна тишина, другие хотят музыку погромче. Одним важны разговоры, другим — уединение и концентрация. Можно ли придумать пространство, в котором всем будет комфортно?

Можно, если учесть эти потребности на стадии проектирования, то есть придумывания, каким будет это место. Для этого будущих пользователей собирают вместе и предлагают им свои потребности сначала сформулировать, а потом — вместе со специалистами — найти решение каким образом среда может помочь эти потребности удовлетворить. Например, многие проблемы вокруг шума и тишины в зонах отдыха можно решить за счёт грамотного зонирования.

Можно сделать и следующий шаг — вовлечь жителей не только в придумывание места, но и в его непосредственное создание. Вместе построить скамейки и столики для своего двора, лежаки для пляжа или оборудовать собачью площадку — это сильный объединяющий опыт, который точно запомнится всем участникам и обеспечит долгую счастливую жизнь общественного пространства.
Что даёт соучастие подросткам?
  • Опыт созидательной деятельности и видимый результат своего труда, который признаваем и востребован взрослыми
  • Здоровую социализацию: они учатся строить связи, договариваться, вместе делать дела и просто отлично проводят время со сверстниками
  • Прикладные умения: строя объекты, подростки осваивают шлейфмашину и шуруповёрт, а сейчас этому почти нигде не учат
  • Часто подростки — это уязвимая группа, которых уже не хотят видеть в местах для детей и ещё не ждут во «взрослых» пространствах. Они бывают шумными и неудобными, но им тоже нужны свои места в городе. Создание вместе с ними таких мест помогает наладить диалог и избежать многих негативных сценариев и рисков, свойственных этому возрасту
  • Подростки — это будущее территории. Вовлечение молодых людей в создание городской среды помогает им развивать чувство ответственности за свой город, связывать своё будущее с ним.
Что даёт соучастие школе?
  • Эффективные форматы воспитательной работы, дающие возможность выстроить доверительные отношения с детьми и родителями
  • Улучшение социального микроклимата в школе, профилактика конфликтов и буллинга как внутри классов, так и на уровне школьного коллектива в целом
  • Развитие бренда школы, как внутреннего (гордость детей и педагогов за свою школу), так и внешнего (возможность выделиться на уровне села, города, района)
  • Возможность более глубокого вовлечения родителей в жизнь школы
Что даёт соучастие муниципалитету?
  • Востребованные общественные пространства или новые объекты. Места, спроектированные не по шаблону, а живыми людьми для самих себя — всегда будут популярны и привлекательны
  • Более глубокое понимание проблем города или села, выявление скрытых рисков и работа с ними на ранних этапах
  • Предотвращение или снижение остроты градостроительных конфликтов
  • Выстраивание доверительных отношений с жителями, которые могут быть не только потребителями, но и партнёрами
  • Снижение уровня вандализма. Сделанное своими руками или руками соседей, друзей, знакомых — не хочется разрушать.
Что даёт соучастие архитекторам, урбанистам, градостроителям?
  • Возможность создавать более продуманные решения, учитывающие интересы пользователей
  • Снятие риска «переделок» уже после реализации проекта, поскольку значимые функции были заложены изначально в диалоге с жителями
  • Рост популярности и узнаваемости, пополнение портфолио знаковыми кейсами
Что даёт соучастие жителям городов и сёл?
  • Любимые места, отвечающее их потребностям, за которые они чувствуют гордость и ответственность
  • Развитие локального патриотизма и сопричастности. Вовлечение в принятие решений даёт возможность жителям почувствовать город или село своими, ощутить свою значимость и возможность влиять на среду обитания
  • Новый опыт и знакомства, расширение социальных контактов, навыки диалога и проектирования будущего.
В целом, практики соучаствующего проектирования делают общество более здоровым и горизонтальным, учат людей слушать и слышать друг друга, брать ответственность за организацию жизни на территории.
Соучаствующее проектирование с подростками — это важная и интересная работа, которая захватывает всех, кто начинает ей заниматься. Присоединяйтесь к нашей сети практиков, делитесь вашими кейсами или спрашивайте совета — наше сообщество всегда на связи!
Made on
Tilda