Вовлечение молодежи в изменение территории в формате командной игры
Вовлечение подростков в проект
Это команда подростков, сформированная в рамках игры "Остановка: наше место". По условиям игры мы должны были сформировать команды, каждая из которых реализует свой проект. Все команды были сформированы из своего ближнего окружения и друзей.
Принципы работы с подростками
Каждый может принять участие, в независимости от того, есть ли команда, друзья, какие-то умения, навыки или достаточное время
Принцип доверия
Принцип невмешательства во внутренние процессы и в процессы проектирования
Взрослые не влияют на проекты никаким образом, только когда подростки сами обращаются за советом или помощью
Принцип дружбы и партнерства
Всегда помогаю, когда понимаю, что помощь нужна
Понимание, что для подростков одна из важнейших потребностей — общение со сверстниками, и площадка проекта или стройки — это, прежде всего, место для общения. И если процесс затягивается, то это не плохо, а хорошо.
Принципы работы с подростками
Каждый может принять участие, в независимости от того, есть ли команда, друзья, какие-то умения, навыки или достаточное время
Принцип доверия
Принцип невмешательства во внутренние процессы и в процессы проектирования
Взрослые не влияют на проекты никаким образом, только когда подростки сами обращаются за советом или помощью
Принцип дружбы и партнерства
Всегда помогаю, когда понимаю, что помощь нужна
Понимание, что для подростков одна из важнейших потребностей — общение со сверстниками, и площадка проекта или стройки — это, прежде всего, место для общения. И если процесс затягивается, то это не плохо, а хорошо.
Методика работы
Мы применяем некоторые методы гибких методологий agile: подростки сами определяют время встреч, распределяют задачи между собой, составляют бюджет, сами выбирают цвет покраски, сами закупают материалы и строят тоже сами в то время, когда они выбирают. Каждому проекту мы задаем уникальность, что это именно проект ребят, уникальный и больше таких нет.
Мы погружаем подростков в ситуацию успеха, акцентируем победы и сглаживаем неудачи. Часто пишем посты у себя на странице, в местной группе, выкладываем рабочие процессы с той подачей, что наши ребята способны на многое, и на стройки в том числе. Пишем фамилии, имена, локации. Таким образом, формируется положительный образ, и он транслируется и на всю территорию, и для жителей. У нас абсолютно нет вандализма.
Результаты
Подростки стали субъектами изменений, ответственными гражданами своего села.
Сформировался социальный актив для будущих проектов.
Ребята обучились пространственному взгляду на село, с позиций архитектора, художника, урбаниста.
Получение участниками опыта дружелюбной коммуникации – стройка, созидание, преодоление трудностей – и отличного результата, за который их благодарят жители.
«Антивандальное село», появление приятных комфортных мест для отдыха.
Сложности с которыми столкнулись, работая с подростками
Тайм-менеджмент подростков. Они так же, как и взрослые, способны откладывать на потом, но в строительных делах важную роль играют погодные условия. Когда готов работать, не всегда погода этому способствует, поэтому прокрастинация очень рискованна.
Перепады настроений в команде, приходилось работать психологом.
Не всегда нравится стиль работы подростков, и это надо принимать. В большинстве команд происходит очень важное общение. Бывает, что общение занимает в разы больше времени, чем рабочие задачи. За лето построить одну качель — это нормально. Гибкая технология!
Ссоры внутри команд не на почве строек, а на почве дружбы. Приходится менять настрой, и часто состав команды на старте отличаются от команд на финише.
Настрой лидера команды тоже важен, и его надо поддерживать.
Подростки не всегда могут собраться все вместе, но и тут мы находили решение. Некоторые приходили утром шлифовать, другие красить, третьи вечером строили.
Во второй год проекта 80% парней устроились на работу в местное предприятие, и работали или по вечерам, или по выходным. Заметно уставали. Во второй год мы не сделали 2 объекта, в частности, и по этой причине, перенесли на этот год реализацию.
Во второй год проекта мы адаптировали правила: убрали баллы и придумали общий бонус для всех команд — поездку в аквапарк. Некоторые команды не выполнили к этому моменту проекты, но довели до конца после/перенесли на следующий год/перенесли реализацию на другую территорию.
В некоторых командах мне приходилось брать роли лидера, и обучать со временем тому, что они сами могут что-то решать и определять. То есть подростки были приучены к тому, что им говорят во сколько приходить и что делать.