10/2021 – 09/2022. Белокуриха

Архитектурные формы в парке «Каменный остров»

Команда проекта
  • руководители парка «Каменный остров» Ермаков М. В., Ермакова Т.А.
  • руководитель студии и куратор проекта Польская Е. А.
  • преподаватели в течение учебного года Бакин М. В., Бухрякова А. В.
  • куратор проекта, архитектор Кабаков А. А.
  • преподаватели на учебной летней практике Баннова П., Овсюк Н., Бухрякова А.В.
Тип финансирования
Финансирование осуществлялось руководителями парка «Каменный остров»
Организация, реализовавшая проект
Кем инициирован
Владельцами парка «Каменный остров»
Количество участников
На начальном этапе — около 50 подростков, на последних этапах — около 20
Цель проекта
Было реализовано два проекта, цели которых отличались.

Цель проекта 1: создать архитектурные формы в парке согласно заданным типологиям: качели, павильон, входной портал. Проследить за трансформацией идей от проекта на бумаге до реализации в реальном пространстве. Разнообразить и индивидуализировать среду в парке «Каменный остров», сделать его более привлекательным для посещения.

Цель проекта 2: изучить ландшафт парка, маршруты прогулок, видовые точки, функциональную карту и предложить свои объекты, в которых есть необходимость.
Вовлечение подростков в проект
Участниками проектов стали подростки, которые посещают «Студию Контур» в Новосибирске.

В первом проекте этап исследования и проектирования был индивидуальной работой. Каждой из трёх возрастных групп студентов студии была назначена тема проектирования. В результате защищенных личных проектов заказчиками и преподавателями были выбраны проекты-победители в каждой теме, которые отдавались в дальнейшую реализацию. Некоторые из них получились составными в результате, собранными из удачных идей, предложенных несколькими авторами. Проекты дорабатывались с точки зрения необходимых параметров и норм архитекторами для последующей реализации.

Во втором проекте участвовали только те студенты из трёх групп, которые захотели непосредственно приехать на территорию парка, на летнюю проектную практику. На этапе анализа и поиска идей каждый автор самостоятельно собирал информацию и делал свои предложения объектов. После совместного выбора самых жизнеспособных идей, ребята распределились по группам исходя из того, какой проект хотелось бы реализовывать. И далее в строительстве работали в командах, уточняя у авторов задумки как та или иная часть проекта должна быть реализована.
Принципы работы с подростками
  • Принцип расширения границ знакомого. Показать и обсудить максимум объектов проектируемой типологии или связанных с ней, примеров работ и проектов, обсудить и выслушать мнение ребят — иногда противоположные, иногда поддерживающие друг-друга комментарии. Обсуждение позволяет заметить, какие аспекты ребятам важны, на что они обращают внимание и каков их культурный кругозор, а также расширить этот кругозор.

  • Принцип оформления высказывания. Предлагаем авторам в каждой работе не только представить пространственную модель, объемное решение или выражение своего видения, но и постараться осмыслить процесс создания своего проекта. Постараться найти причины и обоснования своим выборам, найти свою точку приложения интереса. Проектное решение становится сильнее не только вследствие технической рациональности, но и из-за разумной и уникальной смысловой составляющей. Когда автор сознательно может сформулировать, что он хотел сказать своим проектом, он перерастает позицию реализатора и немного глубже начинает мыслить с точки зрения создателя, с большей степенью автономности и ответственности. В нахождении своих ориентиров, ценностей и целей в проекте применялся формат работы с текстом, когда прежде, чем что-то делать, автор описывает идеи и интересы на бумаге и таким образом погружается в них. Текст работает иначе, чем разговор, потому что это более медленный вдумчивый процесс. Может быть, это самое главное в проектировании вообще — понимать свои стремления и причины своих выборов.

  • Принцип многовариантности. Не останавливаться на первом придуманном варианте, а попробовать предложить посмотреть на задачу с других ракурсов. Часто это вызывает сопротивление, потому что подростки склонны погружаться в то, что уже придумано и не разрабатывать новых вариантов. Но во многих случаях в первых поисковых эскизах и набросках уже есть зерно уникально-наивного, что делает их свежее готовых долгих проектов. Поэтому дальше важно без давления подтолкнуть юного автора к преобразованию первичного неопытного высказывания в более жизнеспособное, при этом сохранив то самое зерно.
Методика работы
Мы не называем это специальной методикой, но общие закономерности таковы, что у подростков всегда должно быть пространство для самовыражения. Когда мы изучаем примеры типологий, стилей или принципов архитекторов, кажется важным всегда оставлять место высказыванию о том, что мы только что увидели, насколько это нам нравится, подходит, какие чувства у нас вызывает и где мы могли бы это применить. У каждого автора должно формироваться свое суждение о тех или иных понятиях, без изначальных установок правильного или неправильного. Может быть, не всегда удается это реализовать, но мы к этому стремимися. Также в процессе проектирования и оформления идеи у ребят должно оставаться место и право, где они могут, опираясь на свои личные обоснования, выбирать, может быть, не самый рациональный, но уникальный способ существования проекта.
Результаты
  • Эти проекты отличает от остальных студийных фаза реализации, и именно она больше всего повлияла на личности ребят. Осознание своей силы, активности, что ты можешь что-то менять вокруг себя, можешь быть автором, драйвером, — это то, что проект дал каждому из участников. Создатели идей проектов стали авторами, о которых узнают все люди, посещающие парк «Каменный остров».
  • Были построены 3 крупных объекта — две качели и павильон, внутри которого уже проводились различные общественные мероприятия, выступления, фестиваль.
    Во время летней практики были построены силами детей четыре объекта — мост, амфитеатр, лестница в воду и вышка с раздевалкой.
  • Эти проекты показывают жителям и посетителям парка, как подростки под руководством взрослых архитекторов и художников могут думать и воплощать свои идеи. Как много может каждый человек даже в юном возрасте, когда у него есть искреннее желание и интерес, которые ему помогают реализовать.
Сложности, с которыми столкнулись, работая с подростками
Работа по проектированию и реализации детских проектов в парке «Каменный остров» выявила некоторые особенности, которые характеризуют скорее современных подростков, чем подростков вообще.
К сожалению, при работе над проектом 1 (проектирование в студии), дети не побывали на площадке перед проектированием, на место будущих объектов ездили только преподаватели. Ориентация в конкретных условиях конкретной местности, ориентация в масштабности были из-за этого и из-за того, что подростки редко имеют дело с подобными понятиями, были снижены. Сложностями это не назвать, но некоторые авторы приходили к переусложнённым, громоздким решениям. Возможно, некоторыми причинами могли быть неполное понимание того, как проекты будут жить, кем использоваться, меньшее умение планировать, что вполне объяснимо для их возраста. Но как раз такие проекты, которые доходят до реализации и позволяют понять, насколько живучи, изменяемы, как воспринимаемы объекты в жизни в сравнении с первоначальной идеей, поэтому опыт для всех оказался крайне полезным.

Трудоемким для преподавателей в проекте 2 (практика, возведение объектов в среде) было непрерывное повышенное внимание к безопасности подростков во время реализации проектов и осваивании новых навыков работы с материалами. Неумение работать с простыми инструментами и материалами у современных детей является настоящей проблемой, так как их мышление сильно опережает практические навыки, тем полезнее, на наш взгляд, для них сотрудничество с действующими профессионалами в условиях реальной стройки.
Made on
Tilda