10/2021 – 09/2022. Белокуриха

Архитектурные формы в парке «Каменный остров»

Суть проекта
На двух этапах подростки с помощью взрослых работали над ландшафтной архитектурой для парка «Каменный остров» — сначала спроектировали объекты по заданным параметрам, потом построили несколько объектов по собственным авторским идеям в ходе летней практики.
Цель проекта
Цель проекта 1: создать архитектурные формы в парке по заданию: качели, павильон, входной портал. Проследить за трансформацией идей от проекта на бумаге до реализации в пространстве. Сделать парк «Каменный остров» более привлекательным для посещения.
Цель проекта 2: изучить ландшафт парка, маршруты прогулок, видовые точки, функциональную карту и предложить свои объекты, в которых есть необходимость.
Вовлечение подростков
Участниками стали подростки, которые посещают «Студию Контур» в Новосибирске. Каждой из трех возрастных групп дали свою тему, и дальше студенты работали над индивидуальными идеями. После этапов исследования и проектирования ребята защищали собственные проекты перед заказчиками и преподавателями. Из них отобрали проекты-победители в каждой теме.
Некоторые проекты получились составными, собранными из удачных идей разных авторов. Архитекторы доработали идеи с точки зрения норм проектирования для дальнейшей реализации.
Во втором проекте участвовали только те студенты из трёх групп, которые захотели приехать на территорию парка на летнюю практику. На этапе анализа и поиска идей каждый автор самостоятельно собирал информацию и делал свои предложения объектов. После совместного выбора самых жизнеспособных идей ребята распределились по группам исходя из того, какой проект им хотелось построить.
Принципы работы с подростками
  • Принцип расширения границ знакомого. Кураторы показывали большое количество аналогичных объектов и примеров работ, затем вовлекали ребят в общее обсуждение. Мнение каждого старались услышать: иногда это были противоположные суждения, а иногда поддерживающие друг друга. Обсуждение позволяет заметить, какие аспекты ребятам важны, на что они обращают внимание и каков их культурный кругозор, а также расширить этот кругозор.
  • Принцип оформления высказывания. Кураторы предлагали авторам в каждой работе не только представить пространственную модель, объемное решение или выражение своего видения, но и постараться осмыслить процесс. Проектное решение становится сильнее не только вследствие технической рациональности, но и из-за уникальной смысловой составляющей. Когда автор может четко сформулировать, что он хотел сказать своим проектом, он перерастает позицию реализатора и начинает мыслить глубже с точки зрения создателя, с большей степенью автономности и ответственности.
Для этого применялся формат работы с текстом, когда прежде, чем что-то делать, автор описывает идеи на бумаге. Текст работает иначе, чем разговор, потому что это более медленный и вдумчивый процесс.
  • Принцип многовариантности. Не останавливаться на первом придуманном варианте, а попробовать предложить посмотреть на задачу с других ракурсов. Часто это вызывает сопротивление, потому что многие склонны погружаться в то, что уже придумано, и не разрабатывать новые варианты. Но часто в первых поисковых эскизах и набросках уже есть зерно уникально-наивного, что делает их свежее готовых долгих проектов. Поэтому дальше важно без давления подтолкнуть юного автора к преобразованию первичного неопытного высказывания в более жизнеспособное, при этом сохранив то самое зерно.
Методика работы
Мы не называем это специальной методикой, но общие закономерности таковы, что у подростков всегда должно быть пространство для самовыражения. Когда мы изучаем примеры типологий, стилей или принципов архитекторов, кажется важным всегда оставлять место высказыванию о том, что мы только что увидели, насколько это нам нравится, подходит, какие чувства у нас вызывает и где мы могли бы это применить. У каждого автора должно формироваться свое суждение о тех или иных понятиях, без изначальных установок правильного или неправильного. Может быть, не всегда удается это реализовать, но мы к этому стремимися. Также в процессе проектирования и оформления идеи у ребят должно оставаться место и право, где они могут, опираясь на свои личные обоснования, выбирать, может быть, не самый рациональный, но уникальный способ существования проекта.
Результаты
  • На первом этапе построили 3 крупных объекта — две качели и павильон, внутри которого уже проводились общественные мероприятия.
  • Во время летней практики с участием детей были построены четыре объекта — мост, амфитеатр, лестница в воду и вышка с раздевалкой.
  • Каждому из участников проект дал осознание своей силы, активности, возможности менять мир вокруг себя, роль автора, драйвера. Ребята стали авторами, о которых узнают все люди, посещающие парк «Каменный остров».
Эти проекты показывают жителям и посетителям парка, как подростки под руководством взрослых архитекторов и художников могут думать и воплощать свои идеи. Как много может каждый человек даже в юном возрасте, когда у него есть искреннее желание и интерес, которые ему помогают реализовать.
Сложности, с которыми мы столкнулись
  1. При работе над проектом 1 (проектирование в студии) дети не побывали на площадке перед проектированием, на место будущих объектов ездили только преподаватели. Подросткам было сложно ориентироваться в конкретных условиях местности.
  2. Некоторые авторы приходили к переусложнённым, громоздким решениям. Проекты, дошедшие до реализации, позволяют понять, как воспринимаются те или иные решения в реальной жизни по сравнению с первоначальной идеей, поэтому опыт для всех оказался крайне полезным.
  3. От преподавателей в проекте 2 (практика) требовалось непрерывное внимание к безопасности подростков в ходе работ и помощь в освоении навыков работы с материалами. Многие современные дети не умеют работать с простыми инструментами, их мышление опережает практические умения. Тем полезнее для них сотрудничество с профессионалами в условиях реальной стройки.
Команда проектам
  • руководители парка «Каменный остров» Ермаков М. В., Ермакова Т.А.
  • руководитель студии и куратор проекта Польская Е. А.
  • преподаватели в течение учебного года Бакин М. В., Бухрякова А. В.
  • куратор проекта, архитектор Кабаков А. А.
  • преподаватели на учебной летней практике Баннова П., Овсюк Н., Бухрякова А.В.
Количество участников
На начальном этапе — около 50 подростков, на последних этапах — около 20
Тип финансирования
Финансирование осуществлялось руководителями парка «Каменный остров»
Организация, реализовавшая проект
Кем инициирован
Владельцами парка «Каменный остров»