Весна 2022. Заинск

Архитектурный хулиганизм

Команда проекта
  • Ганиев Басир Минсаетович — общее руководство проектом, проведение занятий и мастер-классов, взаимодействие с детьми и кураторами
  • Зульфия Илькаева — представитель команды «UrbanTatar», куратор и главный помощник в проведении мастер-классов и работе с детьми
  • Янукович Дарья — главный волонтёр и помощник при проведении мастер-классов. Куратор одной из рабочих групп
Тип финансирования
Средства организации (бюджет и внебюджет)
Организация, реализовавшая проект
Кем инициирован
Институт развития городов Республики Татарстан
Администрация города Заинск
Сообщество UrbanTatar
Creeptone Media
Архбюро Headsgroup

Количество участников
17 человек
Вовлечение подростков в проект
В школах проходили уроки городского развития, где участники узнавали об устройстве города и предлагали свои идеи объектов для города. Авторы лучших объектов были приглашены на проектный воркшоп
Цели проекта
Создание на базе парка «Молодёжный» в г. Заинск серии МАФов для вовлечения молодёжи в сложной ситуации в практику соучаствующего проектирования через образовательные и практические мастер-классы по архитектуре и урбанистике.
Каковы принципы работы с подростками?
  • Открытость к голосу и мнениям подростков
  • Честность. Старались максимально выполнить то, что в наших силах, чтобы слова не расходились с реальностью.
  • Работа через любопытство. Детям нужно самим участвовать и разбираться в некоторых процессах (работа с электроинструментом, создание форм, проектирование МАФов)
  • Командная работа
Каким образом подростки привлекались к участию?
Мы использовали административный ресурс для привлечения молодёжи из разных социальных групп для проведения вводного мастер-класса. Перед ними стояла задача создать «Идеальный город», в котором они хотели бы жить с наличием в нём объектов инфраструктуры, культуры и отдыха, общественных заведений и МАФов и улиц.

По завершению мастер-класса мы объявляли, что те, кто хочет по-настоящему принять участие в изменении своего города могут объединиться в рабочие группы. Таким образом, у нас сформировались 3 группы: школьники, студенты и старшеклассники.
Дальнейшее взаимодействие было налажено через кураторов и группы в WhatsApp.
Каким образом подростки привлекались к участию?
Мы использовали административный ресурс для привлечения молодёжи из разных социальных групп для проведения вводного мастер-класса. Перед ними стояла задача создать «Идеальный город», в котором они хотели бы жить с наличием в нём объектов инфраструктуры, культуры и отдыха, общественных заведений и МАФов и улиц.

По завершению мастер-класса мы объявляли, что те, кто хочет по-настоящему принять участие в изменении своего города могут объединиться в рабочие группы. Таким образом, у нас сформировались 3 группы: школьники, студенты и старшеклассники.
Дальнейшее взаимодействие было налажено через кураторов и группы в WhatsApp.
Методика работы
1 этап: Подготовка площадки к проведению вводного мастер-класса. Мы заранее готовили место и делали заготовки для ребят. На каждый вводный мастер-класс приходило в среднем 25−30 человек.

2 этап: Вводный мастер-класс. Начать нужно со знакомства и введения в тему мастер-класса. Основной запрос, с которым мы обращались к участникам: «Мы хотим узнать у молодежи, что для них есть «Идеальный город». Далее — демонстрация презентации, где раскрыались понятия «Город», МАФы. Передача задания: необходимо за 1 час 20 минут сделать из картона здания будущего города и собрать их в единый ансамбль. Ребята выполняли задание и делали презентацию от групп своего города, получившегося из картона, малярного скотча, фломастеров, маркеров, ножниц и клей-пистолета. После завершения мастер-класса мы приглашали наиболее заинтересованных детей к участию в следующем этапе.

3 этап: Образовательное мероприятие с участием архитекторов для более глубокого погружения. После формирования рабочих групп мы обозначили дату образовательного мероприятия. Далее рабочие группы получили задания по созданию МАФа, за каждой группой закреплялся куратор. В течение 1 недели они должны были разработать макеты. Но, в связи с ограниченным финансированием, решили объединить 3 проекта в один.
Далее — доработка макета и передача для выполнения из металла Политехническому училищу. В это время мы с ребятами занимались подготовкой паттернов будущего МАФа, проведением для них мастер-класса по уличному искусству и закреплением элементов МАФа на фанерное основание.

4 этап: Установка МАФов и торжественное подведение итогов. После того, как все элементы были готовы, установили МАФ в парке, торжественно вручили участникам проекта письма и подарки. Наиболее вовлечённым подарили книги.
Дальнейшее участие детей в проекте — архитектурный надзор.
Результаты проекта
  • Провели три вводных мастер-класса «Город мечты» для более 50 детей и студентов г. Заинска.
  • Сформировали три рабочие группы по созданию МАФов.
  • Провели два образовательных мастер-класса с привлечением архитекторов и уличных артистов.
  • Провели три практические встречи с детьми по созданию МАФа.
  • Установили в парке результат совместной работы с детьми.
Сложности, с которыми столкнулись, работая с подростками
  • Недостаточное финансирование проекта.
  • Нежелание некоторых членов команды дать возможность детям полноценно реализовать свои идеи.
  • Ограниченность во времени реализации проекта.
  • Случаи воровства со стороны детей (2 раза) по ходу проекта.
Сложности, с которыми столкнулись, работая с подростками
  • Недостаточное финансирование проекта.
  • Нежелание некоторых членов команды дать возможность детям полноценно реализовать свои идеи.
  • Ограниченность во времени реализации проекта.
  • Случаи воровства со стороны детей (2 раза) по ходу проекта.