2021. Пермь

Архитектурные инновации

Суть проекта
Междисциплинарные команды подростков при участии инженеров и архитекторов вместе придумали интерактивные объекты (с подсветкой, звуковым сопровождением) и реализовали их на центральной набережной города.
Цели
  • Дать возможность подросткам быть в проактивной позиции и реализовать свои идеи в городской среде.
  • Увидеть и проанализировать запросы молодежи к городским пространствам.
  • Предметно познакомить подростков с профессией архитектора. В дальнейшем они могут или связать с этим свою будущую профессию, или стать грамотным заказчиком, осознающим потребности города.
Принципы работы с подростками
Участники — не ученики, а соавторы
Будет проект реализован или нет зависит от того, насколько команда подростков включена в проект
Междисциплинарные команды
Процесс важнее результата
Результаты
  • Более 1000 школьников приняли участие в «Уроках городского развития» и узнали о том, как функционирует город. Оценили роль жителей в реализации проекта, их сопричастность в вопросе развития городского пространства.
  • Для 50 участников проектных воркшопов проект дал новый опыт проектной деятельности в междисциплинарной команде. Подростки получили возможность попробовать себя в сфере архитектуры, инженерии, IT, получили новые навыки, научились находить решение городских проблем, синтезируя разные области знаний.
  • Участники, дошедшие до финала, получили опыт успешной реализации своих идей в городе. Они увидели, что могут сами инициировать позитивные изменения, и прошли весь путь: от идеи до реализации.
  • Реализация своих проектов на улицах города дает возможность понять суть профессии архитектора и ее значимость для развития города и почувствовать свою роль в этом процессе, сформировать чувство сопричастности.
  • Создание прецедента — объекты, придуманные и созданные подростками, появились на центральной набережной города. Взрослые по-новому начинают смотреть на подростков — не только как на источник проблем, но и как на людей, способных воплощать в жизнь позитивные изменения.
Вовлечение подростков в проект
В школах проходили уроки городского развития, где участники узнавали об устройстве города и предлагали свои идеи для городской инфраструктуры. Авторы лучших объектов были приглашены на проектный воркшоп.
Принципы работы с подростками
  • Участники — не ученики, а соавторы.
  • Будет проект реализован или нет — зависит от того, насколько команда подростков включена в проект.
  • Междисциплинарные команды.
  • Процесс важнее результата.
Методика работы
Первый этап – «Уроки городского развития»
Цель уроков – знакомство школьников с базовыми понятиями о городе и проведение отбора подростков, заинтересованных в реализации своих идей, для дальнейшего участия. Кураторы приглашают авторов лучших работ принять участие в проектном воркшопе.
Второй этап – архитектурный воркшоп.
Цель воркшопа – дать возможность подросткам сформулировать свои потребности в городской среде и помочь визуализировать идею в макет архитектурного объекта. Далее проходит защита проектов в формате ярмарки идей.
Третий этап – воркшоп по 3d-моделированию.
Цель этапа – более детальная проработка проекта и обучение навыкам работы в графических программах.
Четвертый этап — AR-выставка.
Цель выставки – дать возможность жителям выбрать лучшие объекты, которые потом будут реализованы в городе.
Пятый этап
Инженерный воркшоп, где междисциплинарные команды юных архитекторов и инженеров разрабатывают интерактивную составляющую проектов.
Заключительный этап
Реализация объектов в столярных мастерских и установка в городе.
Сложности, с которыми столкнулись, работая с подростками
  • Активные подростки, которым интересен проект, зачастую задействованы и в других проектах в школе и вне школы.
  • У подростков нет опыта формулирования своих потребностей. Когда мы давали задачу спроектировать пространство для себя, то видели, что она вызывает затруднение.
  • Зачастую у подростков нет опыта участия в проектах, где нужно брать на себя ответственность. В школьной системе подростки привыкают к тому, что взрослые полностью контролируют их. Мы же в проекте говорим о распределении ответственности, о том, что реализация зависит как от нас, так и от участников.
  • Самая большая сложность реализации проекта — размещение созданных объектов в городе. В России нет механизма размещения МАФ в городской среде, созданных горожанами или некоммерческой организацией.
  • Сложно найти мастера — человека, объединяющего в себе несколько качеств: имеющего навык столярных работ, умеющего работать с подростками, разделяющего наши принципы и ценности.
  • Междисциплинарная работа. Мы выстраивали работу с коллегами из инженерных кружков и инженерной школы. Несмотря на имеющийся большой опыт работы с проектами в лабораторных условиях, им оказалось сложно работать с реализацией объектов в городской среде.
Количество участников
На первом этапе — более 1000 подростков, на этапе архитектурного воркшопа — 50 подростков
Команда проекта
Валерия Асафова, Екатерина Козлова, Олег Брюханов, Юлия Кутергина, Виктория Чернова, Кристина Окулова
Тип финансирования
Фонд президентских грантов
Организация, реализовавшая проект
Общественная организация «Улица Детства»
Кем инициирован
Общественная организация «Улица Детства»