2016–2017. сёла Уэлен, Лаврентия

Фестиваль «Край Света»

Команда проекта
Асафова Валерия
Тип финансирования
Грант департамента культуры Чукотского АО
Организация, реализовавшая проект
Молодежный клуб «Созидариум»
Кем инициирован
Асафова Валерия
Количество участников
60 человек
Вовлечение подростков в проект
Процесс вовлечения подростков был постепенный. Сначала мы пригласили ребят сделать вместе с нами лавочку в форме национального чукотского орнамента. Для ребят это был первый опыт создания чего-то не для себя, а для своего поселка и первый опыт создания реального объекта, а не школьной презентации, что очень их вдохновило. Затем мы стали приглашать их на другие форматы.
Принципы работы с подростками
  • В этом регионе было принято привлекать школьников на мероприятия разными призами, поощрениями. Для нас было важно, чтобы они понимали ценность самого участия в проекте, тот опыт, который они получают, а не вознаграждение. Поэтому мы не обещали никаких призов и подарков
  • Открытость и доверие. Мы честно и открыто обсуждали с ребятами наши планы, проблемы, которые возникали в процессе реализации проекта, искали решения
  • Мы делали с подростками такие проекты, которыми нам самим было интересно заниматься. Подростки чувствуют, когда взрослым не интересно то, в чем им предлагают участвовать
Цели проекта
Чукотский район — это одно из самых отдаленных и труднодоступных мест в России. Здесь живет большое количество представителей коренных народов Севера. Поселки представляют из себя несколько десятков домов на берегу океана посреди тундры. В тот момент, когда мы работали в этих селах, общественных пространств там не было совсем, в небольших поселках даже подъездов, где могли бы собираться подростки нет, так как все дома частные. При этом есть большое количество социальных проблем.

Целями проекта являлись:

  • дать возможность подросткам получить опыт позитивной созидательной деятельности, показать иную — проактивную — модель поведения, когда они сами могут инициировать и создавать среду для жизни;
  • создать «свои» места для подростков, реализовав их собственные идеи;
  • дать возможность по-новому увидеть традиционную культуру коренных народов Севера.
Методика работы
То, чем мы занимались, было очень странно и необычно как для подростков, так и для взрослых. В силу специфики региона нельзя было ничего запланировать. Например, там невозможно купить даже самые простые строительные материалы (доски), мы использовали старые доски, найденные в тундре, китовые кости и т. д. Невозможно было спланировать поездку в другой поселок, так как у вертолетов нет расписания, о возможности полететь можно узнать только за 30 минут. Поэтому наша методика — проводить мероприятия разного формата при любой возможности, показать ребятам как можно больше способов, возможностей соучастия.

С подростками в Лаврентии мы проводили мероприятия регулярно каждую неделю — они создавали проект идеального поселка «Лаврентия будущего», разрабатывали макеты объектов, создавали временные объекты из снега, делали исследовательские проекты про культуру коренных народов Севера, создавали большие стационарные объекты, в местном ДК сделали и оформили помещение для встреч образовавшегося сообщества. Постепенно была создана группа ребят, которым интересно было в этом участвовать, и они сами стали предлагать идеи что еще можно сделать.
Результаты
  • Семь созданных объектов в двух селах Чукотского района, которые стали точками притяжения для подростков.
  • Участники проекта получили новый опыт созидательной деятельности, стали инициировать другие проекты.
  • Трансформация общества: взрослые, увидев что «так можно», тоже стали участвовать в проектах. Оказалось, что им тоже может быть интересно участие в подобных проектах.
  • Сложилось сообщество подростков, которым интересно участвовать в преобразовании своего поселка.
  • Участники проекта стали интересоваться культурой народов Севера, инициировали ряд новых проектов по этой теме.
  • Район стал считаться продвинутым, из краевого бюджета стали выделять больше средств для Чукотского района.
Сложности, с которыми столкнулись, работая с подростками
Главная сложность в том, что самые активные ребята все равно уезжают после окончания школы и сообщество распадается. После того как я уехала оттуда, никто не смог продолжить эту деятельность, хотя я пытались передать свой опыт, чтобы активность продолжалась.