02-10/2022. остров Вертолетный

Архитектурный проект
«Море за поворотом»

«Море за поворотом»
- уникальный проект, его делают ребята, которые развивают территорию Острова, и с каждым годом она становится ещё более комфортной для событий и проведения детского лагеря. На этом наша команда не останавливается, и в этом году была поставлена новая задача: объединить существующие объекты. Поэтому появилась входная зона «Волна». Она отделяет территорию, которую развивает проект, от общей территории Острова. Также начинают появляться интерактивные объекты, как «Теплица» и объект «Ковёр на воде», которые предполагают взаимодействие со средой.
Море за поворотом 2022
Команда проекта
Махмутова Гузелия — организация процесса, идеология проекта, организация программной части
Хасанова Айгуль — организация архитектурного и строительного процесса
Иван Сазонов — организация онлайн-этапа с видео-уроками и консультациями в рамках проектирования объектов
Тип финансирования
Грантовая и спонсорская поддержка
Организация, реализовавшая проект
Кем инициирован
Количество участников
За год в рамках онлайн-этапа в среднем 140-160 участников, в рамках офлайн-этапа – 50-60 участников
Вовлечение подростков в проект
Участвовали в конкурсном отборе, информацию о котором рассылали по профильным школам. Подростки попадают в разновозрастную команду и участвуют на этапах проектирования и защиты проектов. На острове они полноценно участвуют в строительстве на всех этапах после обучения.
Принципы работы с подростками
  • Честность. Важно давать честную обратную связь, чтобы не формировался опыт «отличной оценки», но при этом объект не будет реализован из-за моментов, связанных с безопасностью или непрактичностью.
  • Равные отношения в команде, несмотря на разный опыт участников. Подростку важно пройти все этапы обучения и участвовать по мере своих возможностей на всех этапах.
  • Мотивация для нас ценнее, чем профильное образование.
  • Поскольку этот опыт важен для выбора дальнейшего профессионального направления, важно, чтобы подросток участвовал на всех этапах проекта.
Цели проекта
Содействовать реализации объектов архитектуры и искусства на территории острова в Спасском районе Республики Татарстан через этап онлайн-обучения и практическое погружение подростков и молодых людей в творческие специальности.

Методика работы

Море за поворотом — это проект для начинающих деятелей искусства, увлекающихся дизайном, урбанистикой и архитектурой. В рамках проекта участники на добровольческой основе смогут реализовать разработанные арт и арх-объекты, которые станут частью программы развития ранее заброшенной территории острова в Спасском районе Республики Татарстан в уникальную среду.

Отбор участников проходит в рамках онлайн-обучения и онлайн-проектирования. Разработанные объекты участники смогут реализовать в рамках фестиваля на территории острова. В рамках обучения предусмотрены: практическая работа с материалами и инструментами, участие в строительстве под руководством профессионалов своего дела. Итогом проекта станет реализация 6 объектов искусства и архитектуры.

Результаты работы

  • Пилотный проект (фестиваль ОстровА) был реализован летом 2018 года на острове, в рамках которого подростки совместно с архитекторами построили многофункциональный объект. Летом 2019 года было реализовано 4 объекта разного назначения (душ, учебная зона, объекты навигации и место для индивидуальной работы). В 2020 году появилась пристань, костровище, музыкальный арт-объект. В 2022-м появились функциональные объекты: столовая, закрытый кинотеатр, теплица и другие.
  • 2020 и 2021 годы дали нам опыт онлайн-работы на этапе проектирования объектов с возможностью расширения географии участников. В рамках проекта участники получают не только профессиональные навыки, но и опыт работы в команде, опыт публичной защиты проектов. Мы разработали формат обучения и проектирования в онлайн-формате, который показывает свою эффективность для дальнейшей реализации объектов.
Сложности, с которыми столкнулись, работая с подростками
Подростки — это особая аудитория, к которой важно найти подход. Вот некоторые сложности, с которыми мы сталкиваемся и учимся работать:
  • безопасность при работе с инструментом
  • огромные амбиции и трудность реализации идеи
  • тяжело воспринимают конструктивную критику экспертов
  • не всегда готовы реализовывать не свои объекты
  • не всегда готовы воспринимать контекст территории, существующую инфраструктуру
  • тяжело воспринимают отсутствие опыта, который уже есть у студентов и молодых специалистов.