8-11 июля 2022. Кострома

Здесь будет наше место

Команда проекта
  • Ольга Рокаль — руководитель лаборатории, архитектор и педагог
  • Полина Зотова — представитель фонда V-A-C, куратор детских и семейных программ Дома культур ГЭС-2
  • Маргарита Евтюкова — представитель муниципальной галереи г. Костромы, художник и методист
  • Мария Макарова — столяр и педагог
Тип финансирования
Частное финансирование: фонд V-A-C, ООО «НОВАТЭК-Кострома»
Кем инициирован
Дом культуры «ГЭС-2»
Количество участников
10 человек
Вовлечение подростков в проект
Важным элементом набора участников стало «сарафанным радио»: через знакомых, лояльных посетителей просветительских и культурных событий галереи. С набором девушек старшего подросткового возраста помогла учитель старших классов — мама методиста галереи. В лаборатории учувствовали четыре ее ученицы, каждая из них в своем глубинном интервью отметила учительницу как важного взрослого, к которому они прислушиваются.
Принципы работы с подростками
  • Взаимодействие ведущего — творческого профессионала — и участника на занятии строится в логике субъект — субъектного отношения
  • Взрослый не знает правильного конечного ответа, хотя представление об образе результата есть, но оно адаптивно под проектные решения группы
  • Ведущий — эксперт в своем направлении деятельности, помогает подросткам тоже встать в экспертную позицию и принять ее
  • Создаются комфортные условия для пробы новой деятельности, участники могут пробовать новое в безопасном (в том числе эмоционально) пространстве
Цели проекта
  1. Создание «своего места» для подростков и молодых взрослых на базе художественной галереи Костромы с опорой на актуальный пользовательский запрос этой аудитории
  2. Сделать галерею более привлекательной для подростков, чтобы они узнали о ней и начали туда приходить, создать условия для того, чтобы подростки сами придумывали и проводили культурные и образовательные события
Методика работы
В основе разработки всех программ — проектная деятельность по алгоритму ADDIE, суть которого заключалась в том, что есть некий разрыв между тем, что есть сейчас, и тем, что должно быть. ADDIE — это Analysis, Design, Development, Implement, Evaluate. Раскроем содержание каждого элемента ниже.

Формат события подбирается под цели, которые обозначил заказчик, а также на основе тех наблюдений, которые сформировали первичную гипотезу на основе анализа исходных данных. Это первая ступень алгоритма — Analysis.

На второй ступени — Design — «дизайн», определяется, какой результат мы хотим получить по итогам программы в целом и каждого этапа или занятия. Формулируем понимание, что ребята научатся делать, с какими новыми знаниями они уйдут от нас. Соотносим с этим результатом задачи на каждом этапе занятия.
На третий ступени — Development — «разработка», целесообразно поставленным задачам подбираем метод. Методы также должны соответствовать возрасту и опыту участников программы.

Implement — «реализация» программы, всего того, что было задумано на предыдущих шагах.

Завершающее действие — Evaluate — «оценка», в которую в нашем случае входит рефлексия участников и последующее наблюдение за продуктовым результатом образовательного события.
Результаты
  • Сделанное своими руками общественное пространство, созданное подростками «для себя» от идеи до объектов инфраструктуры.
  • Опыт успешной коллективной реализации проекта участниками и признания взрослого и экспертного сообщества.
Сложности, с которыми столкнулись, работая с подростками
Одна из участниц в первый день очень эмоционально перегрузилась и пришлось ей индивидуально посвящать больше внимания, чем другим. Но в следующие дни она отлично влилась в работу и в коллектив.