8-11 июля 2022. Кострома
Арт-пространство на базе художественной галереи, созданное подростками и для подростков

Здесь будет наше место

Суть проекта
Группа подростков под руководством архитекторов и педагогов придумали и обустроили общественное пространство на базе художественной галереи Костромы. Участники получили успешный опыт коллективной проектной деятельности, а галерея — привлекательное для подростков и молодежи место, где можно проводить культурные и образовательные события.
Цели проекта
  • Создать на базе художественной галереи Костромы «свое» место для подростков и молодежи, учитывая запросы этой аудитории.
  • Привлекать в галерею подростков путем создания условий для проведения культурных и образовательных событий.
Результаты
  • Подростки сами создали общественное пространство — от разработки идеи до создания объектов инфраструктуры.
  • Участники получили опыт успешной коллективной реализации проекта, признание взрослого и экспертного сообщества.
Методика работы
Программу разработали на основе алгоритма проектной деятельности ADDIE: Analysis, Design, Development, Implement, Evaluate. Суть подхода в том, чтобы определить и устранить разрыв между тем, что есть, и тем, что должно быть.

Analysis – формат события подбирается под цели, которые обозначил заказчик, а также на основе наблюдений, которые сформировали первичную гипотезу, и на основе анализа исходных данных.
Design – определяем, какой результат хотим получить по итогам всей программы и каждого этапа или занятия. Формулируем понимание, чему ребята научатся и какие знания получат. Соотносим с этим результатом задачи на каждом этапе занятия.
Development, или «разработка» — подбираем метод целесообразно поставленным задачам. Методы должны соответствовать возрасту и опыту участников программы.
Implement – реализация шагов, продуманных на предыдущих этапах.
Evaluate – «оценка», в которую в нашем случае входит рефлексия участников и последующее наблюдение за продуктовым результатом образовательного события.
Вовлечение подростков в проект
Вовлечение подростков в проект
Многие участники узнали о проекте по «сарафанному радио»: через знакомых — посетителей просветительских и культурных событий галереи. Некоторых подростков помогла привлечь учительница старших классов. Четыре ее ученицы участвовали в лаборатории и в интервью отметили учительницу как важного взрослого, к которому они прислушиваются.
Принципы работы с подростками
Взаимодействие взрослого творческого профессионала и подростка на занятии строится в логике субъект-субъектных отношений. Ведущий не знает «правильного» ответа, к которому должны прийти участники. Образ результата может изменяться в зависимости от решений группы.

Ведущий — эксперт в своем направлении — помогает подросткам тоже встать в экспертную позицию и принять ее. Таким образом создаются комфортные условия, в которых участники могут пробовать новое в безопасном (в том числе эмоционально) пространстве.
Сложности, с которыми столкнулись, работая с подростками
В первый день работы над проектом одна из участниц была эмоционально перегружена, поэтому пришлось уделить ей внимание индивидуально. Но в следующие дни она отлично влилась в коллективную работу.
Команда проекта
Ольга Рокаль — руководитель лаборатории, архитектор и педагог
Полина Зотова — представитель фонда V-A-C, куратор детских и семейных программ Дома культур ГЭС-2
Маргарита Евтюкова — представитель муниципальной галереи г. Костромы, художник и методист
Мария Макарова — столяр и педагог
Кем инициирован
Дом культуры «ГЭС-2»
Количество участников
10 человек
Тип финансирования
Частное финансирование: фонд V-A-C, ООО «НОВАТЭК-Кострома»